Страшную память о холокосте католический священник пронес через всю жизнь, он завещал похоронить себя как еврея
Напоминанием об ужасах холокоста и человеческой стойкости перед лицом беды стали похороны католического священнослужителя в Израиле. Отец Грегор Павловский полвека был приходским священником в Яффо. И окончив свой земной путь, оставил завет: похоронить себя по иудейскому обряду.
Семья Грегора Павловского до второй мировой войны жила в Люблинском воеводстве. Когда фашистская Германия оккупировала Польшу, маленькому Якобу Цви Гринеру исполнилось восемь лет. Тогда его счастливое детство закончились, и начались ужасы гетто. Нацисты в этом гетто убили его отца, вывезли и расстреляли во рву за соседним городом Избица мать и двух сестер. Мальчик спасся благодаря другу-поляку: тот достал для него подложное свидетельство о крещении на имя Грегора Павловского.
Якоб Цви принял это имя, и не отказался от него в послевоенном приюте, где монахини дали ему хорошее церковное образование. В 1958 году он принял духовный сан, однако никогда не забывал о своих корнях, и трагедии своей семьи. Польская газета с исповедью отца Грегора случайно попала в израильский город Бат-Ям, и ее увидел выживший старший брат священнослужителя, который переехал в Хайфу. Для него история также оказалась потрясением, но радостным: ведь он тоже не знал, что младший братишка выжил!
Братья восстановили связь, а вскоре в Израиль переехал и младший брат. Оставаясь истово верующим христианином, отец Грегор через всю жизнь пронес память о своей семье, и неизбывном горе польских евреев во время холокоста. Перед смертью он завещал похоронить его в Польше – на еврейском кладбище Избицы. На его памятнике каждый посетитель может прочитать краткое послание потомкам: «
Здесь покоится отец Грегор Павловский (Якуб Цви Гринер, сын Менделя и Мирьям). Я оставил семью в годы Холокоста, чтобы спасти свою жизнь. Пришли злодеи и отправили их на смерть. Я посвятил жизнь служению Богу и людям. И теперь вернулся туда, где мои близкие были убиты. Да упокоятся их души с миром".
Михаэль ШПОЛЯНСКИЙ.